Эксклюзивные вакансии, стажировки, презентации и тренинги только для студентов НГТУ!

Зарегистрируйся прямо сейчас с помощью логина и пароля от личного кабинета НГТУ!

Работодателям
Зарегистрируйтесь

или войдите на сайт:

Забыли
пароль?

Речь не слушал, но докладчика осуждаю


13.11 2015
Разместил: Noveo

Рубрика: Исследования


С необходимостью выступать перед публикой мы сталкиваемся ещё в школе, только почему-то никто не учит, как правильно выстраивать доклад и делать презентацию, а если обучение и есть, то ему уделяется мало внимания. Сейчас ни одно публичное мероприятие не обходится без выступлений, и использование иллюстративного материала предоставляет широкие возможности докладчику, но как раз потому, что возможностям этим никто не учит, нам часто приходится наблюдать невнятные и унылые доклады в сопровождении скучных презентаций.
Правила оформления уже более-менее все освоили: грамотный выбор цветов и шрифта, отказ от ненужной анимации и «красивого» вылетания текста, даже с WordArt-ом давно уже наигрались. Однако, красивая картинка и интересный текст - это далеко не всё, что нужно для успешного выступления. На ошибки «в мелочах» просто не обращаешь внимания, но для слушателей именно мелочь может оказаться критичной. И когда кажется, что ты приготовил идеальную презентацию и прекрасно выступил, а слушателям не понравилось, очень сложно разобраться, что же ты сделал не так.

Самый первый и главный совет - не пытайтесь рассказывать о том, что вам самим неинтересно. Такое прокатывает только в школе - одноклассники вас всё равно слушать не будут, а учитель поставит четвёрочку. Теперь же единственная ваша оценка - это внимание аудитории, которая может быть очень требовательной. Даже если сам текст выступления подготовлен идеально, ваша незаинтересованность в донесении информации до публики будет очень хорошо заметна. А если тема вам действительно интересна, просто постарайтесь не допускать распространённых ошибок, перечисленных ниже.
1. Попытка отвлечь от себя внимание аудитории и “спрятаться” за презентацию. Когда докладчик сам постоянно смотрит на экран и просто комментирует появляющиеся картинки, всё внимание аудитории картинкам и достаётся. Это не совсем правильно – слайдовая презентация должна быть вашим помощником, а не наоборот.
2. “Телесуфлёр”. Не путайте презентацию с раздаточным материалом. Правило очень простое: текст - раздатка, дополнительная информация - презентация.
3. Бесконечная череда слайдов. Этот пункт часто вытекает из предыдущего – не нужно стараться подобрать слайд под каждое ваше предложение, так как слушатели очень быстро устанут. Пользуйтесь правилом 10/20/30: 10 слайдов, 20 минут на доклад, 30 кегль шрифта.
4. Отсутствие зрительного контакта. Безусловно, если в аудитории сотни человек, то невозможно поддержать зрительный контакт с каждым, но если вы уткнётесь в бумажку или уставитесь в стенку, то привлечь внимание слушателей вряд ли получится. В таком случае, аудиторию нужно мысленно разделить на сектора и смотреть на них по очереди. Каждому из сидящих в секторе будет казаться, что вы смотрите именно на него.
5. Задержка на экране слайда, обсуждение которого уже завершено. Если для какой-то части доклада не предусмотрены иллюстрации, то после перехода к ней на экране остаётся материал о предыдущей части. В таком случае внимание зрителей рассеивается – невольно они будут продолжать смотреть на экран, а несовпадение речи и слайда будет плохо восприниматься. Приготовьте на такой случай слайд с названием темы или, в крайнем случае, просто пустой слайд.
6. Отсутствие личного опыта. Выступая в роли «передатчика информации», привлечь внимание аудитории очень трудно. Людям гораздо интереснее слушать о конкретном опыте конкретного человека, чем о том, что и где он прочитал.
7. Технические неполадки. Опечатки, поехавшая вёрстка, плохое качество изображений – эти и другие досадные мелочи могут испортить впечатление обо всём докладе. Не говоря уж о том, что нужно заранее позаботиться о подготовке оборудования и сверки формата файла – будет очень неприятно, если выбранный вами формат не поддерживается. Если вы следуете правилу из пункта 1, то вы сможете провести свой доклад и без презентации, но это вариант на самый крайний случай. А если вы используете для проведения презентации личный компьютер, удостоверьтесь, что рисунок и названия папок на рабочем столе не шокируют аудиторию :).
8. Испорченные начало и\или конец. В начале и конце доклада слушатели наиболее внимательны, поэтому не стоит относиться к ним легкомысленно. В начале достаточно представиться и обозначить тему доклада – не нужно, например, оправдываться и говорить: «Это всего лишь моё видение проблемы…» или «Прошу прощения, у меня было очень мало времени на подготовку». Такие фразы значительно снижают доверие аудитории. Что же касается финальной точки – наиболее распространённой фразой для окончания доклада является «На этом у меня всё, спасибо за внимание». Она стала такой привычной, что докладчики даже не задумываются над её смыслом, но давайте подумаем вместе. «У меня всё» - это не окончание доклада. Закончить нужно некой смысловой точкой, чтобы слушателям захотелось начать аплодировать. А говоря «спасибо за внимание» докладчик как бы подразумевает, что слушать было особо нечего, и он очень благодарен, что стойкая аудитория продержалась до конца. Достаточно просто предложить задать вопросы и подискутировать.

Особенность устных выступлений заключается в том, что их довольно сложно оценить по характеристикам. Мало кто сможет объяснить, что конкретно было хорошо или плохо в вашем выступлении, останется только общее впечатление. Надеемся, что наши советы вам помогут - желаем отличного настроения и блестящих выступлений :).



Комментарии