Эксклюзивные вакансии, стажировки, презентации и тренинги только для студентов НГТУ!

Зарегистрируйся прямо сейчас с помощью логина и пароля от личного кабинета НГТУ!

Работодателям
Зарегистрируйтесь

или войдите на сайт:

Забыли
пароль?

Ловись, рыбка, большая или маленькая: дешифратор вакансий для начинающих


17.02 2015
Разместил: Карьерист

Рубрика: Советы карьеристу


Со времен Остапа Бендера мошенники придумали великое множество новых способов обмана, основанных на злоупотреблении доверием. Не обошли стороной современные остапы и соискателей – людей наиболее незащищенных и доверчивых, ведь, как известно, потеря работы – второй самый сильный стресс после потери близкого человека. Первоначальную информацию о вакансии, за исключением трудоустройства по знакомству, кандидат узнает из ее описания в объявлении. Как сделать так, чтобы не испытывать разочарование по итогам собеседования или даже трудоустройства и при этом сохранить не только время, но и свои кровные? Все очень просто! Внимательно читайте описание вакансии – ведь за стандартными формулировками часто можно разглядеть скрытые намерения работодателя.
При описании любой вакантной должности работодатели преследуют разные цели. Их, как правило, три:
1. Собрать информацию о предложении на рынке (в виде резюме): например, о числе кандидатов по данной должности, их опыту работы, квалификации, зарплатных ожиданий и т.п., в том числе получить информацию о выходе на рынок профессионалов или «звезд». В этом случае дело до собеседования дойдет очень редко;
2. Закрыть реально существующую вакансию, при этом часто вакансия на самом деле не такая идеальная, как следует из объявления.
3. Заработать на доверчивых кандидатах.

Возраст и образование
Сами по себе установленные компанией возрастные границы говорят мало о чем. А вот, если оценивать их применительно к уровню позиции или, сопоставляя другие требования, то можно сделать интересные выводы. Выпускник вуза оканчивает его, как правило, в возрасте 22-23 лет, к этому возрасту, он имеет минимальный опыт работы – до двух-трех лет, а то и просто несколько летних практик. Поэтому вас должны насторожить объявления, в которых имеются фразы: «менеджер, муж.-жен., от 19 лет, в/о, с опытом работы от 5 лет», «руководитель отдела, муж., 20-25 лет, в/о, с опытом работы от 5 лет» и т.п. Весьма и весьма вероятно может означать, что опыт и профессиональные качества на данной позиции не важны, и работодателю просто требуется мальчик или девочка на побегушках за весьма скромную зарплату. Широкие возрастные границы, типа «администратор, 23-60 лет» тоже неубедительны.

Ключевые навыки и опыт
Первое, что должно насторожить в этом разделе – это несоответствие навыков и опыта, требуемых от кандидата, названию вакансии. К примеру, если на позицию выпускающего редактора ищут сотрудника, владеющего, помимо издательских технологий, еще HTML-версткой, всевозможными графическими программами, входящими в пакет Adobe и многими другими вещами, то очевидно, что работодатель ищет специалиста по принципу «два или три в одном».
На размышления также должны навести чересчур короткий (2-3) и/или чересчур длинный (12-15 пунктов) список требований к навыкам кандидата. Первое с большой доли вероятности означает, что работодателю совершенно не важны навыки и личность сотрудника, просто нужен человек, который бы удовольствовался скучной работой за небольшую зарплату. По соответствию длинного списка требований и предлагаемому компенсационному пакету можно сделать вывод об адекватности работодателя. Если требований много, но компания готова щедро вознаградить столь ценного сотрудника, это говорит о разумном и деловом подходе. Но если к длинному списку требований прилагается «низкая зарплата» или «зарплата по договоренности» и ни слова о соцпакете, то стоит задуматься – не исповедует ли работодатель принцип офисной «соковыжималки».

Личные качества
Если в объявлении перечислены все возможные личные качества: от активности до мобильности, от настойчивости до целеустремленности, от коммуникабельности и стрессоустойчивости и т.п., а других требований нет, знайте: скорее всего, работа будет заключаться в «впаривании» товаров (так называемые прямые продажи).
«Нормальное» объявление о вакансии должно содержать 2-4 личных качества. При этом обратите внимание, чтобы они не противоречили друг другу. Если соседствуют «исполнительность» и «креативность», то работа в подобной компании будет по принципу, как в басне про лебедя, щуку и рака – ни одной креативной идеи не внедрите, так как «исполнительность» подразумевает решение задач под чьей инициативой. «Пунктуальность», «исполнительность», «обучаемость» вместе явно говорят о том, что компания ищет не гения креатива с нацеленностью на карьерный рост, а спокойного и желательно не очень амбициозного исполнителя.
Такая работа явно не придется по вкусу карьеристам. А вот позиция, на которой требуется «амбициозность» и «нацеленность на результат», не станет работой мечты для хорошего, но не активного специалиста, ищущего спокойное и комфортное место работы. «Стрессоустойчивость» сегодня встречается практически в каждом объявлении. Будьте осторожны: за этим словом может скрываться все что угодно – вспыльчивый руководитель, плохой рабочий коллектив, 100%-е переработки формата «пойди туда не знаю куда» или «сделай то не знаю что». Поинтересуйтесь на собеседовании об этих моментах.

Обязанности
Необходимо обратить внимание на соответствие названия должности и обязанностей. Здесь, как правило, имеют место быть следующие тайные намерения работодателя. Как в известной пословице: работать за семерых, а есть за одного. Если вы уверены, что PR-менеджер, которым вы являетесь, не должен искать клиентов для своего PR-агентства, приносить кофе посетителям и отвечать на входящие звонки, не стоит посылать свое резюме в ответ на подобное описание вакансии. Иначе есть вероятность, что вы, помимо продвижения компаний-клиентов, с которыми сотрудничаете, заодно освоите все обязанности менеджера по продажам и секретаря. Если для вас эта работа новая, ознакомьтесь хотя бы с типовой должностной инструкцией – их можно найти в Интернете. Работодатели, кстати, подобное явление объясняют новым трендом – универсализацией сотрудников. Так, по словам нашей героини, которая претендовала на должность выпускающего редактора в известном глянцевом журнале, среди прочих основных обязанностей была верстка номера журнала: по словам HR-менеджера, так было проще работать с текстами. На ее вопрос, а есть ли в издательстве дизайнер, ей ответили утвердительно, но в его обязанности входило просто разработка макета номера.

Зарплата
Если вам встречается большая зарплатная вилка (к примеру, 30-50 тысяч рублей) или фраза «От 20 тысяч рублей», знайте, что вам почти со 100%-й вероятностью предложат нижнюю границу. Верхний предел в объявлении нужен лишь для того, чтобы привлечь соискателя. Повышение – «По результатам работы» или «После испытательного срока» или «После запуска нового проекта», кстати, тоже должно быть указано в трудовом договоре. И стоит учитывать, что в «нормальных» компаниях разрыв в зарплате на испытательный срок и после составляет не более 25%, а не 50% и не 100%. Фразы, типа «Зарплата до 100 тысяч рублей» тоже не всегда означает, что будете получать именно столько. В этих случаях, как правило, оклад составляет 20-30 тысяч рублей, а остальное – выплаты с процентов, которые еще необходимо заработать.
Оформление и соцпакет
Фразой «Оформление по ТК РФ» многие работодатели именуют соцпакетом. А это не так. Оформить по ТК РФ – обязанность работодателя, точно также, как и «Соблюдение ТК РФ», «Своевременные выплаты заработной платы», «Соцпакет (медицинская страховка, оплачиваемый отпуск» или «Отпуск и больничный оплачиваются». Солидные же компании подразумевают под соцпакетом некие дополнительные льготы или компенсации персоналу (например, полис ДМС, оплату фитнес-клуба, компенсацию питания, расходов на мобильный телефон, служебный автомобиль и т.п.). В этом случае за словом «соцпакет» идет подробное пояснение. Если его нет, то «соцпакет» – не более чем привлекательное слово, рассчитанное на одурачивание наивных соискателей.

Прочие условия
Вот еще несколько формулировок, которые могут встретиться в описании вакансии, и их примерная расшифровка. «Дружный коллектив», «Отличный коллектив», «Сплоченный коллектив». Да, у нас маленькая компания, все на виду друг у друга, и, совершенно верно, нам больше нечем вас привлечь.
«Стремительно развивающаяся компания», «Молодая динамичная компания» – формулировки, давно набившие оскомину у кандидатов, но все еще встречающиеся на работных сайтах. Расшифровать можно как «Имени у компании нет, денег мы платим мало, но готовы пообещать, что угодно лишь бы заполучить хорошего сотрудника». «Эффективная бонусная схема от реализуемых проектов», «Возможны премии», «Возможности профессионального и карьерного роста», «Перспективы карьерного роста» – все это готовы пообещать те же «развивающиеся компании». А что они теряют? Как известно, «Обещать – не значит жениться».
«Ненормированный рабочий день», «Возможны переработки», «Одна рабочая суббота в месяц». Да, у нас работают не много, а очень много. Но мы же вас честно предупредили! «На собеседование приглашаем только по итогам выполненного тестового задания, которое высылается в ответ на резюме». Присылайте нам ваши идеи и материалы! Мы с удовольствием отдадим их на реализацию нашим штатным сотрудникам!
Чтобы избежать подобного, рекомендуем на собеседовании уточнять следующие моменты:
– трудовые обязанности;
– место работы, в том числе характер работы (например, разъездной или в офисе);
– дату начала работы;
– условия оплаты труда (в том числе оклад, доплаты, надбавки, поощрения, премии, процент от сделок и т.п.);
– необходимость прохождения испытательного срока.
Все перечисленные условия являются обязательными и должны быть зафиксированы в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Если работодатель четко не может сформулировать ваши обязанности, или кормит «завтраками» («Выходите завтра на работу, расскажу»), или предлагает не делать запись в трудовую книжку под предлогом, что вы можете не пройти испытательный срок, а зачем портить трудовую, то все это должно вас насторожить. И прежде чем подписывать трудовой договор, уже находясь в офисе, обратите внимание на сотрудников компании: как они общаются между собой, о чем разговаривают, попробуйте поговорить с будущими коллегами о работе. Уверяем вас, что в тех компаниях, где все «чисто» – вас встретят доброжелательно и будут рады рассказать и о предстоящих трудовых обязанностях, и о плюсах работы в компании.

WWW.ZNANIE.INFO
Вера Игнаткина, управляющий партнер, компания AimToAction



Комментарии